Главная / Статьи / Преодолеть пространство

Преодолеть пространство

Мы живём в большой стране, где очень много жителей, много ортодонтов и ещё больше их пациентов... Все куда-то торопятся, куда-то едут... В силу своих желаний и обстоятельств переезжают из района — в район, из города — в город и из страны — в страну...

Для ортодонтических пациентов любое значительное перемещение в пространстве означает и смену лечащего врача.

И вот тут возникает проблема: как передать информацию о пациенте своему преемнику? В какой форме? В каком объёме?

Ведь новый лечащий врач должен полноценно и адекватно продолжить лечение. Для этого необходима масса сведений о самом пациенте, ходе лечения, его особенностях и трудностях. В нашу клинику достаточно часто приходят пациенты с уже установленной ортодонтической аппаратурой. В одних случаях — это студенты-первокурсники, которые начали лечение в родном городе, ещё обучаясь в школе, а теперь приехавшие с Санкт-Петербург для учёбы в ВУЗе.

В других случаях — это родственники военнослужащих, родители и мужья которых переезжают из города в город по долгу службы.

Есть пациенты просто сменившие место жительства в силу жизненных обстоятельств.

У таких пациентов обычно имеется при себе хотя бы минимальная сопроводительная информация: у некоторых есть с собой диагностические модели челюстей до начала лечения; у других — рентгеновские снимки. Иногда нам предоставляют и выписку из истории болезни.

К сожалению, редко у кого имеется полный набор сопроводительных документов. Обычно присутствует лишь часть.

Бывают и совсем загадочные случаи, когда у пациента не имеется никакой диагностической и лечебной информации. Иногда даже можно задуматься: а существует ли она вообще? Вот один пример. Девочку отправили на юг, к бабушке на каникулы. И бабушка, не посоветовавшись и даже не поставив в известность родителей, решила полечить ребёнка у ортодонта, мотивируя это меньшей стоимостью лечения. Девочке была зафиксирована брекет-система на верхнюю челюсть, с которой она вернулась домой и обратилась в нашу клинику.

Надо ли говорить, что при ней не было ни снимков, ни моделей челюстей, ни выписки из истории болезни. Самым печальным в этой ситуации оказалось то, что у неё не было также и брекет-системы для нижней челюсти и хотя бы элементарных сведений об этой системе.

На современном этапе развития стоматологии существует множество производителей ортодонтической аппаратуры и элементов. Не смотря на то, что врачи нашей клиники стремятся получить максимум сведений о новинках и наработках в этой сфере производства, невозможно изучить и использовать в практической работе весь ассортимент различных фирм. К тому же у каждого производителя имеется множество вариантов одного и того же аппарата.

Поэтому, к сожалению, в подобных случаях приходится снимать ранее установленную аппаратуру и заново фиксировать другую, применяемую в нашей клинике. Понятно, что это не радует пациента, так как требует материальных затрат, да и лишние манипуляции с собственными зубами не приносят удовольствия.

И это, к нашему огорчению, не такие уж редкие случаи.

Другая группа пациентов, появившаяся в последние годы — это пациенты, лечащий врач которых, по тем или иным причинам, не может продолжать их лечение. В одних случаях из клиники уволился доктор, а другого пока не нашли. Бывает, что новый врач, пришедший на смену первому, просто не смог найти общего языка с пациентом. Встречаются сложные ситуации, когда клиника просто закрывается и пациенты остаются, так сказать, «на улице».

Таких пациентов гораздо больше, чем можно ожидать, так как стоматология (и ортодонтия в частности) сложная, постоянно развивающаяся сфера деятельности и бизнеса и конечно, не застрахована от любых неожиданностей.

Итак, обстоятельств, ведущих к смене лечащего врача и клиники, может быть множество, но пациента всё же надо вылечить. Для того, чтобы облегчить работу нового доктора следует обеспечить пациента максимумом сопроводительной информации.

Наша клиника имеет опыт формирования такого набора сопроводительных данных. Некоторые наши пациенты уезжали на жительство в другие города России, а также в другие страны.

Мы считаем, что такой набор должен включать следующее:

  1. Диагностичесике модели челюстей;
  2. Рентгеновские снимки (ортопантомограмма, телерентгенограмма, детальные снимки и другие, требующиеся для диагностики снимки);
  3. Фотометрическую информацию (желательно в полном объёме — фотоснимки лица и внутриротовые снимки);
  4. Результаты диагностических расчётов (расчёт диагностических моделей и снимков);
  5. Описание аппаратуры, которая применяется для лечения пациента: фирма-производитель, собственное название системы, особенности прописи брекетов;
  6. Выписка из истории болезни с диагнозом, сроками установок брекет-системы на верхнюю и нижнюю челюсти, с перечислением последовательности смены дуг, применения дополнительных элементов и подробным описанием манипуляций, произведённых при последнем посещении;
  7. Примерный план лечения. Это необходимо, чтобы соблюсти принципы преемственности в лечении. Кроме того, соблюдая нормы медицинской этики и деонтологии, эта информация позволит не противоречить в резкой форме бывшему лечащему врачу. При изменении плана лечения, это всегда можно объяснить изменившейся ситуацией, не нанося, таким образом, удара по психике человека, который узнаёт вдруг, что до этого его лечили не правильно.

Наши врачи, при переводе пациента к другому доктору, стараются, по возможности, предоставить всё вышеперечисленное своему преемнику. При отсутствии чего-либо, не лишним будет написать, в силу чего нет того или иного документа.

Если мы, ортодонты всех городов и регионов страны, будем стремиться передавать друг другу пациентов со всей необходимой информацией, это станет крепкой нитью, соединяющей нас как профессионалов и единомышленников. В работе всегда приятно чувствовать плечо коллеги, не правда ли?